НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ПЯТНО 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

8. РИСУНОК НАТЮРМОРТА ШТРИХОМ

Задание
В этом задании мы должны решить те же задачи, что и в двух предыдущих заданиях - изображение теней и окраски. Но на этот раз предметы окрашены по-разному. В постановке должны присутствовать белый предмет, очень темный предмет и предмет среднего тона. Цвет белого предмета на свету считаем равным цвету бумаги, на которой мы рисуем. Блик на белом предмете не годится для этого - тогда весь остальной рисунок придется слишком сильно затемнять. Таким ообразом мы можем соотнести тон в натуре и тон в рисунке.

Чтобы облегчить понимание большой формы сделаем предварительную зарисовку формата А5.
В этой зарисовке в каждом предмете мы выделяем две градации - свет и тень. Подставка и задний фон - тоже предметы! Закрашиваем каждый предмет в два равномерных тона. Способ наложения тона совершенно произволен, можно даже размазывать грифель пальцем - просто надо чтобы тоновые поля были равномерно закрашены.
Главное в нашем эскизе - правильно взятые большие тоновые отношения. Они сами по себе дают почти полное представление о предмете. С одной стороны мы стараемся как можно точнее отразить разницу в собственной окраске разных предметов. С другой стороны - разницу между светом и тенью в одном предмете.
Если большие тоновые отношения взяты неверно, то никакая нюансировка не спасет рисунок - предметы будут выглядеть смятыми, форма и объем не будут читаться.

Перейдем к большому рисунку.
Делаем линейный рисунок постановки. С построениями простых предметов мы познакомились в задании 8 Построения в простом натюрморте из раздела Линия.
Приступим к штриховке.
В этом задании, помимо точного отражения разницы собственной окраски предметов на свету, стоит непростая задача передачи единого пространства теней. Какой бы ни была разница собственной окраски предметов, в тени должно быть единство среды, ни один предмет не должен вырываться вперед или проваливаться. В тени все тоновые отношения мягче чем на свету, как говорил один педагог, "в тени форма спит". В первой штриховой прокладке мы захватываем не только тени, но и темные предметы на свету. Возможно сделать дополнительную общую прокладку после первой, усиливая где надо собственный тон предметов. Однако, это не всегда хорошо, так как в результате можно отчасти потерять линейный рисунок. В остальном все приемы работы те же что мы использовали в рисунке штрихом шара и куба. В изобразительном искусстве есть универсальное правило: искать в разном подобное, а в подобном - разницу. Например, глиняная бутылка темная, но она имеет цилиндрическую форму и поэтому освещена не одинаково. Это разница в подобном. А кружка имеет другую собственную окраску. Но она, как и бутылка, имеет в основе цилиндрическую форму и освещена так же как и бутылка. Это - подобное в разном. Вы сами можете бесконечно умножить такие примеры.

Выполняем два рисунка, к каждому из них делаем предварительную зарисовку формата А5.
 
Примечания
Если не найдется очень темного предмета, можно обойтись без него. Самыми темными местами в таком случае будут падающие тени. Но без белого предмета обойтись нельзя - он служит "камертоном" в поцессе рисования.
Оборудование
  • Образец. Предметы разной окраски - один из них белый, второй темный, третий среднего тона. .
  • Мольберт "хлопушка".
  • Карандаши разной мягкости (ТМ или HB, T или H, М или B).
  • Ластик.
  • Бумага формата А5.
  • Бумага формата А3.


  • Примеры выполнения задания