НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ПЯТНО 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

7. РИСУНОК ГИПСОВОГО ОРНАМЕНТА ШТРИХОМ

Задание
На седьмом занятии мы выполним длительный тоновой рисунок штрихом гипсового орнамента.

Орнаментами называются украшения (в нашем случае архитектурные), состоящие из отдельных повторяющихся элементов, связанных в единое целое с помощью ритма, движения и пластики. Большинство орнаментов построено с использованием симметричных элементов. Это может быть как двусторонняя симметрия (например, трилистник), так и многосторонняя (розетка).

Мы будем рисовать орнамент в каком-то сложном повороте, немного сбоку, так как фронтальное положение не дает информации об объеме. Таким образом, надо будет учитывать явления перспективы.

Рассмотрим основные этапы построения орнамента на примере розетки.
Орнаменты для учебных рисунков как правило базируются на прямоугольной плите. Нарисуем прямоугольник плиты с перспективными сокращениями. Мы будем считать, что вертикали не сокращаются. Таким образом, остается два семейства параллельных линий, имеющих две точки схода на линии горизонта. Это линии ширины и линии глубины. Углы плиты соединим диагоналями чтобы найти центр плиты.

Наметим вертикальную и горизонтальную оси. На этих осях строим ромб листиков и эллипсы лепестков. Это плоская проекция розетки, мы ее строим с учетом перспективы.

Оборудование
  • Образец. Используем гипсовый орнамент.
  • Мольберт "хлопушка".
  • Карандаши разной мягкости (ТМ или HB, T или H, М или B).
  • Ластик.
  • Бумага формата А2.


  • Примеры выполнения задания



    Теперь надо дать форме объем. Для начала дублируем со сдвигом базовый рисунок розетки на расстояние толщины листков и лепестков. Смещение проводим по направлению линий глубины. Добавляем цилиндр центральной чашечки.

    Достраиваем лепестки так, чтобы они в средней части приподнимались относительно основания и внешних краев.
    Прорисовываем детали и приступаем к работе штрихом.

    Приемы работы тоном в основном те же, что мы использовали в рисунке простых геометрических тел - шара и куба (см. занятие 6).
    Разница заключается в том что в сложной форме иногда трудно определить однозначно: падающая тень или собственная. Часто бывает так что тень начинается как собственная, а заканчивается как падающая по причине поворота формы, на которой она лежит.
    Большая форма должна читаться в первую очередь - в розетке она будет строиться по приведенной слева схеме - и мелкие детали должны вписываться в большую форму. Тем не менее, в мелких деталях присутствуют все те же градации светотени, что и в крупных.
    Последовательность работы с прокладками та же что мы использовали в рисунке простых геометрических тел. В завершение так же проводится работа над разницей контрастов и делается обобщающая прокладка по всем теням, чтобы придать форме цельность. Не забудьте о свето-воздушной перспективе: дальние части орнамента будут менее контрастны, в целом бледнее, чем ближние.

    Выполняем один рисунок.
     
    Примечания
    Если под рукой нет гипсового орнамента, можно использовать любой белый симметричный предмет на плоской прямоугольной базе.