Задание
В предыдущем задании изображение теней и окраски не являлось целью. Теперь мы именно этим и займемся. Шар и куб выбраны потому, что на них наиболее очевидны свойства свето-тени.
Мы выполним тоновой рисунок штрихом - то есть, рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их собственной окраски, света и теней. Тени бывают собственные и падающие
Собственная тень это тень на тех поверностях предмета которые
отвернуты от источника света.
Падающая тень это тень на тех поверностях предмета
которые обращены к
источнику света, но загорожены от него другим предметом.
Можно сделать более короткое определение: собственная тень это тень на предмете, а падающая тень это тень от предмета.
Принято различать шесть основных градаций света и тени:
блик - то место на освещенной части предмета
где свет отражается непосредственно от
источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение
источника света);
свет - освещенная часть предмета;
полутень - переход между светом и собственной тенью, или
между тенью и рефлексом;
тень - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает
ни прямой ни отраженный свет;
рефлекс - то место в собственной тени на предмете, на которое
попадает отраженный свет
от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета -
всегда значительно темнее света;
падающая тень - самая темная градация среди теней при условии одинаковой
окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются,
а сила тона слабеет.

Тени на закругляющихся поверхностях располагаются именно в том порядке,
в в каком это обозначено на схеме. На предметах с резкими границами, таких как куб, собственные тени сильнее всего на переломе формы, а по мере удаления от перелома светлеют.
Вспомним приемы штриховки, с которыми мы знкомились в курсе имитации:
Расстояние между штрихами во всем рисунке должно быть одинаково.
Сила тона штриха зависит от силы нажима карандаша - чем сильнее
нажим, тем темнее штрих. Для светлой штриховки используем твердый карандаш, для темной - мягкий. В самых темных местах используем повторные прокладки штриха с изменением направления штриховки.
Каждый штих с ничего начинается и сходит на нет - это обеспечивает
равномерность тона там где области штриховки накладываются друг на
друга.
Исключение может быть там где надо резко обозначить
границу - штрих делается поперек границы, идет жестко начинаясь от
этой границы и сходит на нет.
Штрихи делаются не длинными.
При повторных прокладках штриха направление штриховки меняется.
Это делается для того чтобы промежутки между штрихами не забивались.
Между штрихами даже в самом темном месте должна светиться бумага -
это дает единство фактуры рисунка, придает рисунку цельность.
Карандаш должен быть остро отточен - за этим надо все время следить -
иначе рисунок будет выглядеть замусоленным. Категорически не допускается
размазывание грифеля по рисунку.
Наряду с прямым возможно применять дуговой штрих.
Приступим к выполнению рисунка. Сначала установим дополнительный
источник освещения для подсветки натуры.
Бумага должна быть плотной, хорошего качества. Карандаш в основном
используется средней мягкости. Там где нужен очень темный тон можно
использовать более мягкий карандаш, для тонкой нюансировки в светлых
местах - более твердый.
Делаем линейный рисунок постановки. С построениями прямоугольных предметов мы познакомились в задании 10 Перспектива в натюрморте из раздела Линия. Затем делаем первую штриховую
прокладку.
Первая прокладка делается по всем темным местам равномерным средней
силы тоном "с запасом" - с выходом штриховки за контуры пятен.
В первой прокладке окончания штрихов могут быть жесткими и даже
иметь "петельки" - эти окончания затем убираются ластиком. Первая
прокладка делит рисунок на свет и тень. Закончив ее, убираем ластиком
все что выходит за границы рисунка.
Вторую прокладку делаем по падающим теням, значительно усиливая их -
падающие тени самые сильные. Вторая прокладка делит рисунок на свет,
собственную тень и падающую тень.
Третью прокладку делаем по переломам светотени - самой темной градации
среди собственных теней. Эта градация называлась "тень".
Четвертая прокладка делается по всей собственной тени, исключая рефлексы,
то есть по теням и полутеням.
Далее идет работа над нюансировкой, уточнением тоновых отношений.
Каждый этап работы делается во всем рисунке и только потом можно
приступить к следующему - нельзя доводить до готовности один кусок,
а потом - другой. Время от времени надо отходить от рисунка и глядеть
на него издали, прищурившись.
На переднем плане контраст резче, на дальнем - мягче.
Задний план надо делать менее контрастным чем он видится в натуре -
таким образом мы дадим глубину изображению. Также надо следить за
тем чтобы падающие тени не становились самостоятельными предметами -
их надо делать мягче и однородней чем в натуре. Не гонитесь за
нюансами тона в падающих тенях - они дадут неуместную дробность.
Чтобы увидеть падающие тени как единую массу, надо убрать весь свет,
кроме подсветки.
Круглые предметы на свету надо делать к краю темнее, а в тени - светлее.
Обратите внимание на разницу градаций собственных теней на шаре и
кубе. На шаре присутствуют все градации: блик,
свет, полутень, тень, полутень, рефлекс.
На кубе мы видим три грани - освещенную, освещенную
вскользь и теневую. Однако, эти грани нельзя заштриховать однородным
тоном. Освещенная грань и грань освещенная вскользь будут несколько
темнее в местах более удаленых от зрителя. В теневой грани в более удаленых местах тон светлее.
Также в ней градации тона несколько сложнее чем на освещенных гранях
за счет рефлексов.
В завершение проводится работа над разницей контрастов и делается
обобщающая прокладка по всем теням, чтобы придать форме цельность.
То есть, мы мы идем от больших отношений ко все более мелким, но
затем снова возвращаемся к большим отношениям.
Выполняем один рисунок.
Примечания
Можно воспользоваться подручными предметами - прямоугольной коробкой и мячом, если нет белого мяча, его можно покрасить водо-эмульсионной краской.
|
Оборудование
Образец. Используем гипсовые геометрические фигуры шар и куб.
Мольберт "хлопушка".
Карандаши разной мягкости (ТМ или HB, T или H, М или B).
Ластик.
Бумага формата А3.

Примеры выполнения задания

|