НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ПЯТНО 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

6. РИСУНОК ШТРИХОМ ШАРА И КУБА

Задание
В предыдущем задании изображение теней и окраски не являлось целью. Теперь мы именно этим и займемся. Шар и куб выбраны потому, что на них наиболее очевидны свойства свето-тени.
Мы выполним тоновой рисунок штрихом - то есть, рисунок, в котором предметы изображаются путем имитации их собственной окраски, света и теней. Тени бывают собственные и падающие

Собственная тень это тень на тех поверностях предмета которые отвернуты от источника света.
Падающая тень это тень на тех поверностях предмета которые обращены к источнику света, но загорожены от него другим предметом.

Можно сделать более короткое определение: собственная тень это тень на предмете, а падающая тень это тень от предмета.

Принято различать шесть основных градаций света и тени:
  • блик - то место на освещенной части предмета где свет отражается непосредственно от источника (на глянцевых поверхностях мы видим непосредственно отражение источника света);
  • свет - освещенная часть предмета;
  • полутень - переход между светом и собственной тенью, или между тенью и рефлексом;
  • тень - самое темное место в собственной тени, на которое не попадает ни прямой ни отраженный свет;
  • рефлекс - то место в собственной тени на предмете, на которое попадает отраженный свет от другого освещенного предмета или освещенной части того же предмета - всегда значительно темнее света;
  • падающая тень - самая темная градация среди теней при условии одинаковой окраски предметов, по мере удаления от предмета ее границы размываются, а сила тона слабеет.

    Тени на закругляющихся поверхностях располагаются именно в том порядке, в в каком это обозначено на схеме.
    На предметах с резкими границами, таких как куб, собственные тени сильнее всего на переломе формы, а по мере удаления от перелома светлеют.

    Вспомним приемы штриховки, с которыми мы знкомились в курсе имитации:
  • Расстояние между штрихами во всем рисунке должно быть одинаково.
  • Сила тона штриха зависит от силы нажима карандаша - чем сильнее нажим, тем темнее штрих. Для светлой штриховки используем твердый карандаш, для темной - мягкий. В самых темных местах используем повторные прокладки штриха с изменением направления штриховки.
  • Каждый штих с ничего начинается и сходит на нет - это обеспечивает равномерность тона там где области штриховки накладываются друг на друга. Исключение может быть там где надо резко обозначить границу - штрих делается поперек границы, идет жестко начинаясь от этой границы и сходит на нет.
  • Штрихи делаются не длинными.
  • При повторных прокладках штриха направление штриховки меняется. Это делается для того чтобы промежутки между штрихами не забивались. Между штрихами даже в самом темном месте должна светиться бумага - это дает единство фактуры рисунка, придает рисунку цельность.
  • Карандаш должен быть остро отточен - за этим надо все время следить - иначе рисунок будет выглядеть замусоленным. Категорически не допускается размазывание грифеля по рисунку.
  • Наряду с прямым возможно применять дуговой штрих.


  • Приступим к выполнению рисунка. Сначала установим дополнительный источник освещения для подсветки натуры.
    Бумага должна быть плотной, хорошего качества. Карандаш в основном используется средней мягкости. Там где нужен очень темный тон можно использовать более мягкий карандаш, для тонкой нюансировки в светлых местах - более твердый.
    Делаем линейный рисунок постановки. С построениями прямоугольных предметов мы познакомились в задании 10 Перспектива в натюрморте из раздела Линия. Затем делаем первую штриховую прокладку.

  • Первая прокладка делается по всем темным местам равномерным средней силы тоном "с запасом" - с выходом штриховки за контуры пятен. В первой прокладке окончания штрихов могут быть жесткими и даже иметь "петельки" - эти окончания затем убираются ластиком. Первая прокладка делит рисунок на свет и тень. Закончив ее, убираем ластиком все что выходит за границы рисунка.
  • Вторую прокладку делаем по падающим теням, значительно усиливая их - падающие тени самые сильные. Вторая прокладка делит рисунок на свет, собственную тень и падающую тень.
  • Третью прокладку делаем по переломам светотени - самой темной градации среди собственных теней. Эта градация называлась "тень".
  • Четвертая прокладка делается по всей собственной тени, исключая рефлексы, то есть по теням и полутеням.
  • Далее идет работа над нюансировкой, уточнением тоновых отношений. Каждый этап работы делается во всем рисунке и только потом можно приступить к следующему - нельзя доводить до готовности один кусок, а потом - другой. Время от времени надо отходить от рисунка и глядеть на него издали, прищурившись.
    На переднем плане контраст резче, на дальнем - мягче. Задний план надо делать менее контрастным чем он видится в натуре - таким образом мы дадим глубину изображению.
    Также надо следить за тем чтобы падающие тени не становились самостоятельными предметами - их надо делать мягче и однородней чем в натуре. Не гонитесь за нюансами тона в падающих тенях - они дадут неуместную дробность. Чтобы увидеть падающие тени как единую массу, надо убрать весь свет, кроме подсветки.
    Круглые предметы на свету надо делать к краю темнее, а в тени - светлее. Обратите внимание на разницу градаций собственных теней на шаре и кубе. На шаре присутствуют все градации: блик, свет, полутень, тень, полутень, рефлекс.
    На кубе мы видим три грани - освещенную, освещенную вскользь и теневую. Однако, эти грани нельзя заштриховать однородным тоном. Освещенная грань и грань освещенная вскользь будут несколько темнее в местах более удаленых от зрителя. В теневой грани в более удаленых местах тон светлее. Также в ней градации тона несколько сложнее чем на освещенных гранях за счет рефлексов.
    В завершение проводится работа над разницей контрастов и делается обобщающая прокладка по всем теням, чтобы придать форме цельность. То есть, мы мы идем от больших отношений ко все более мелким, но затем снова возвращаемся к большим отношениям.

    Выполняем один рисунок.
     
    Примечания
    Можно воспользоваться подручными предметами - прямоугольной коробкой и мячом, если нет белого мяча, его можно покрасить водо-эмульсионной краской.

    Оборудование
  • Образец. Используем гипсовые геометрические фигуры шар и куб.
  • Мольберт "хлопушка".
  • Карандаши разной мягкости (ТМ или HB, T или H, М или B).
  • Ластик.
  • Бумага формата А3.


  • Примеры выполнения задания