НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ПЯТНО 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

5. РИСУНОК НАТЮРМОРТА ШТРИХОВЫМИ ПОЛЯМИ

Задание
На этом занятии мы познакомимся с новым способом анализа формы - рисунком штриховыми полями.
Раньше для анализа формы мы использовали различные построения - геометрические, пластические, анатомические, перспективные.
Рисунок штриховыми полями отличается тем, что это не построение, а динамический рисунок, похожий на ощупывание формы. Важным условием является энергичность выполнения рисунка. Мы не даем себе шанса заняться умопостроениями на тему натуры - мы мнем и рубим ее, пока не вытащим из плоскости рисунка объем изображаемой формы.

Штриховые поля обозначают переломы формы и границы предметов. Если взять лист бумаги и согнуть его пополам, а потом развернуть, мы увидим не одну плоскость, а две. При этом границу плоскости мы увидим не как линию, а как границу между более освещенной плоскостью и менее освещенной плоскостью. Сгиб бумаги подобен линии, но видим мы его за счет тени.
Если согнуть лист бумаги еще раз, появится еще один перелом. Сминая бумагу мы можем сделать из нее объемную форму.
Создание объемной формы - это и есть задача работы штриховыми полями.
Штриховое поле подобно линии делит плоскость на две части, но одну из этих частей отмечает - заштриховывает.
Штриховые поля обозначают именно переломы формы, границы предметов, а не тени и окраску. Свет и тень можно использовать как ориентиры, но их изображение не является целью. Цель - обозначение переломов формы предмета. Мы выбираем сами, в какую сторону от границы перелома формы вести штриховое поле.
Штриховое поле всегда ведется от края границы формы, штрихи идут параллельно этой границе.

Штриховое поле условно бесконечно, а практически по длине штрихи несколько выходят за контуры предмета и сходят на нет, сила штриховки слабеет по мере удаления от обозначаемой границы и тоже сходит на нет.

Работа штриховыми полями ведется без предварительного линейного рисунка. В первых прокладках штрих слабый, бледный. Затем, когда форма становится ясна, делаются более темные прокладки. Мы как бы все глубже и глубже врезаемся в форму. Никаких исправлений ластиком не делается.
Техника работы штрихом такая: в обе стороны движение рабочее, каждый последующий штрих делается со смещением примерно на 1 мм. Допускается дуговой штрих, если это необходимо.

Рисунок штриховыми полями не является самостоятельным произведением - это именно способ анализа формы. Он помогает почувствовать объемность, трехмерность рисуемой формы. Он нужен как предварительный эскиз перед длительной работой над тоновым штриховым рисунком.

Выполните 2-3 рисунка штриховыми полями с простыми геометрическими формами.
Как уже упоминалось, важным условием является энергичность, динамичность выполнения рисунка. Мы не останавливаемся, пока не вытащим объем из плоскости. Можно замедлять движение карандаша, но старайтесь не останавливаться совсем.
Следите за тем, чтобы штриховые поля не превращались в толстые линии. У штрихового поля есть только одна граница, а все остальное плавно сходит на нет.
В последующих заданиях техника рисунка штриховыми полями нам еще не раз понадобится. Очень важно добиться такого владения этой техникой, чтобы она была не экзотическим мучением, а послушным инструментом.

Выполняем два рисунка.
 
Примечания
В качестве предметов для постановки, если нету гипсовых геометрических фигур, можно употребить белую картонную коробку, кулек из белой бумаги и т. д.
Оборудование
  • Образец. Используем гипсовые геометрические фигуры куб и конус.
  • Мольберт "хлопушка".
  • Карандаши средней мягкости (H, B или М).
  • Бумага формата А3.


  • Примеры выполнения задания