НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ПЯТНО 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

12. ЗАРИСОВКИ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫХ ТЕХНИКАХ

Теория
Фигура человека - одна из самых сложных форм для рисования. Но сейчас мы не будем углубляться в особенности анатомии, не будем строить конструкцию. Мы разберем фигуру человека как общий пластический объем, используя в рисунке и пятно, и линию.

Главная задача - передать самое существенное и характерное в изображаемой модели – основные пропорции и индивидуальную пластику.

Знание среднестатистических пропорций фигуры поможет избежать явных ошибок. Кимон Николаидис предлагает очень простую и удобную систему: половина высоты туловища принимается за единицу. В таком случае ширина по плечам равна единице, ширина шеи примерно 1/3, от плеча до локтя единица, от локтя до запястья единица, длина кисти примерно 2/3. От основания шеи спереди до макушки - единица, на лицо по высоте приходится примерно 2/3. От верхней точки бедра до середины колена 1,5 и столько же от середины колена до пола.

Также надо учитывать, что шея несколько наклонена вперед, а расстояние от линии лопаток до верхней точки шеи сзади равно высоте от верхней точки шеи до макушки. Шея сзади кажется короче за счет мышц, идущих к ней от лопаток. Линия плеч и линия таза могут поворачиваться по отношению друг к другу под разными углами за счет изгибания позвоночника. Ягодичные мышцы внизу крепятся к верхней части бедра, ниже области таза.

Лицо прорисовывать не надо, максимум - наметить линию глаз и линию носа для обозначения ракурса головы.

Особое внимание надо уделить "следкам" - то есть, подошвам ног там, где они касаются пола. Даже если мы видим стопу только спереди, надо обратить внимание на положение пятки. Самый простой способ - положить рядом с ногой модели стельку, она покажет правильный ракурс стопы.

Кисть руки по костяшкам делится примерно пополам. Пальцы разделяются несколько ниже костяшек. Рисуйте кисти рук "варежкой", отмечая линию костяшек, и только потом отмечайте линии разделения пальцев.
Оборудование
  • Образцы. В качестве образца используем людей в интерьере.
  • Картонная рамка для визирования с окном размером 24х36 мм.
  • Планшет А4 (кусок плотного картона с зажимом).
  • Мольберт "хлопушка".
  • Тушь, кисть, перо, уголь, сангина, шариковая ручка.
  • Бумага формата А4.


  • Примеры выполнения задания

     
    Шариковая ручка

     
    Шариковая ручка

     
    Уголь, сангина

     
    Тушь, кисть, перо

    Задание
    Первые зарисовки выполняем шариковой ручкой. Шариковая ручка движется по бумаге одинаково легко во всех направлениях.
    Сначала обозначим небрежными "каляками" вмещение фигуры в листе. Затем наметим основные пропорции. Постепенно уточняем очертания фигуры, по мере необходимости добавляя тон штриховкой. Тон добавляем по окрашенным местам или по теням там, где это поможет показать форму и характер.

    Следующие зарисовки делаем шариковой ручкой хаотическими линиями. Мы начинаем с того, что "каляками" намечаем в листе место, которое будет занимать рисунок. Продолжаем накручивать линии по всему объему формы. Очень важно чтобы ручка не останавливалась на одном месте. Не прекращаем рисовать, пока рисунок не будет закончен. Когда мы почувствуем, что основная масса объема предметов уже достаточно плотно занята линиями, мы начинаем приближаться к контурам фигуры. Но не приступаем непосредственно к рисованию этих контуров, а именно приближаемся. Мы то в одном, то в другом месте обозначаем их присутствие. Сплошной контурной линии не должно быть совсем, до самого окончания рисунка.

    Для следующих зарисовок сменим материал. Теперь мы будем работать углем и сангиной. Начнем работу без предварительных прикидок сразу пятнами. Для этого мы используем боковую поверхность угольной палочки или мелка.
    Задача заключается в том, чтобы сразу поймать характер и пластику фигуры, сливая по возможности разные формы в объединяющем движении. После этого делаем прорисовку линиями в той мере, в какой это помогает передать характер фигуры.

    Последнюю часть задания мы выполним в комбинированной технике. Сначала намечаем основные пропорции тушью с водой - получается бледный подмалевок. После этого тушью без воды в полную силу тона делаем прокладку по самым характерным темным пятнам, независимо от того, тени это или собственная окраска предеметов. Напоследок тушью пером проводим деталировку и доводим рисунок до готовности. Но не увлекаемся чрезмерно подробностями - небольшая недосказанность придает рисунку особый шарм.
     
    Примечания
    Для выполнения этого задания хорошо договориться с коллегами и устроить сессию зарисовок втроем или вчетвером, рисуя друг друга.