НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ПЯТНО 2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

1. КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ РЕПРОДУКЦИИ

Теория
В линейной композиции мы рассматривали схемы, построенные на противопоставлении "густого" и "пустого".
Теперь мы будем говорить о черно-белой или тоновой композиции.
В наших композиционных схемах будут присутствовать только два цвета - черный и белый без каких-либо полутонов.

Повторим теорию применительно к тоновой композиции.

Ограниченная плоскость и пятна - элементы составляющие композицию. Они обладают качествами тона, размера и формы.

1. Первое условие комфортности - неравное количество черного и белого в композиции. Это нужно для того чтобы ясно читалось, что есть фон, а что - фигуры на нем. Обычно подсознательно в качестве фона воспринимается то чего больше. А если количество черного и белого равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за невозможности явного предпочтения.

2. Второе условие комфортности - присутствие в пространстве композиции пятен трех размеров. Все предметы в быту мы делим на три большие категории: большие предметы, средние и маленькие. Однако, это деление относительно и связано со вмещающей средой. Например, стул на улице мы воспринимаем как небольшой предмет. Стул в комнате воспринимается как предмет среднего размера. Стул поставленный в шкаф - большой предмет.
Присутствие в пространстве элементов трех категорий - большие, средние и малые элементы - делает это пространство комфортным.
Если в композиции отсутствуют малые пятна, она воспринимается как часть чего-то большего, как тесная или, иначе говоря, фрагментарная. Если в композиции отсутствуют большие пятна, она воспринимается как пустая, скучная или монотонная. Фрагментарность и монотонность - две крайности в композиции, которых мы будем стараться избегать.

3. Третье условие комфортности - композиция должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно единого узла, называемого композиционным центром.
Композиционный центр это специально выделенное место в композиции, которое обладает качествами, присущими только ему. Композиционный центр не является геометрическим центром листа.

Разберем способы выделения композиционного центра:

а).Выделение пятна в качестве композиционного центра по признаку размера. Чтобы выделить пятно в качестве композиционного центра достаточно будет оставить его единственным в своем разряде.
Оборудование
  • Образец. В качестве образца берем репродукцию картины размером в ладонь.
  • Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB).
  • Ластик.
  • Тушь.
  • Кисть.
  • Бумага формата А4.


  • Примеры выполнения задания
    Композиционный центр омечен крестом.

    В первом случае это большое белое пятно, единственное в композиции. Мелких пятен несколько, поэтому они не могут претендовать на роль центра.


    Единственное обособленное большое белое пятно в композиции. Мелких пятен несколько, остальные уходят в край и воспринимаются как фрагменты.


    Единственное обособленное белое пятно в композиции, акцентированное мелкими черными.


    В данном случае композиционным центром оказывается часть черного фона, выделенная белыми пятнами. Что касается белых пятен, каждое из них является единственным в своем размере, невозможно отдать предпочтение ни одному из них.

    б). Выделение пятна в качестве композиционного центра на нюансе (инверсия). Попробуем выделить пятно, не убирая подобные ему. На плоскости поместим по несколько пятен каждого размера. На одно из больших черных пятен поместим маленькое белое пятно. Большое черное пятно начинает выделяться среди подобных ему. В то же время, маленькое белое пятно тоже выделено - среди маленьких пятен только оно одно белое.
    Возникает вопрос: что же является композиционным центром - большое черное пятно или маленькое белое пятно на нем? Композиционный центр не является пятном. Это точка, некий центр равновесия в пятне, как если бы мы прикололи это пятно булавкой к вертикальной плоскости. В данном случае мы имеем два пятна и композиционный центр находится где-то на линии, соединяющей их центры. Эта схема с булавками не является точной методикой определения композиционного центра, но она дает некоторую наглядность.

    в). Выделение части фона в качестве композиционного центра. Композиционный центр может находиться не на пятне, а на выделенной окружающими пятнами части фона. Тогда он находится где-то посередине фигуры образованной линиями, связывающими центры этих пятен по периметру.

    г). Сложные способы выделения композиционного центра. Часто композиционный центр выделяется не одним а несколькими способами. Например, большое черное пятно с маленьким белым на нем работает с выделенной частью фона. В этом случае композиционный центр находится между тремя центрами: центром большого черного пятна, центром малого белого пятна и центром выделенной части фона.
    Теперь пора объяснить, почему пятна выделяющие часть фона связаны по периметру, а не через середину. Это происходит в силу инерции восприятия. Когда мы разглядываем черные пятна взгляд переходит от пятна к пятну по самому короткому пути, стараясь скорее миновать белые пространства. Именно на этом свойстве восприятия строится понятие движения в композиции. Под движением в композиции подразумевается подсознательная последовательность разглядывания элементов изображения. Чередование пятен и промежутков между ними по ходу движения создает ритм, подобно тому как в музыке ритм создается чередованием ударов и пауз различной длительности.


    4. Четвертое условие комфортности - пятна и промежутки между ними должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным. Даже если только промежутки или только пятна будут равной величины, ритм начинает тяготеть к монотонности, что создает дискомфорт.
    Кроме понятий движения и ритма мы введем понятие пластики. Понятие пластики часто употребляется в хореографии применительно к танцевальным движениям. Говорят о красивой, некрасивой, текучей, угловатой пластике и т.д. То есть, одно и то же движение можно выполнить с различной пластикой. Пластика в этом случае это способ сочетания составляющих движение элементов. То же самое и в нашей композиции: пластика это способ сочетания частей при образовании целого.
    Движение, ритм и пластика являются средствами организации композиции. Например, используя движение мы можем привести внимание зрителя к определенному месту композиции. При этом ритм и пластика зададут этому движению какое-то конкретное настроение.

    5. Пятое условие комфортности - сбалансированность выходов пятен в края композиции. Если в композиции все пятна находятся на каком-то расстоянии от краев, а одно пятно расположено вплотную к правому краю, то у нас создастся впечатление что наш лист обрезан справа и является левой частью большего листа. То же произойдет если одно пятно находится вплотную к левому краю - композиция будет восприниматься как фрагмент большего изображения. Это создает дискомфорт. Если же пятна граничат и с левым и с правым краями, композиция будет восприниматься как нечто цельное или как центральный фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали выходы пятен в края композиции должны компенсироваться.
    А вот с выходами вверх и вниз все обстоит иначе - они не нуждаются в компенсации. По вертикали композиция устойчива. Геометрическим центром листа в композиции является не точка, а вертикальная линия. Поэтому композицию в горизонтальном формате труднее собрать - она имеет тенденцию "разламываться" надвое по этой вертикали.

    Итак, мы рассмотрели основные принципы построения тоновой двухкомпонентной композиции. Кроме двухкомпонентной композиции возможны и другие, например, трехкомпонентная композиция (черно-бело-серые композиционные наброски Эмиля Нольдэ) и т. д. Но это мы оставляем за пределами нашего курса. Мы также не рассматриваем всех способов организации пространства композиции - впоследствии Вы можете с этим разобраться по мере практики.

    Подведем итог всему что мы сейчас узнали о композиции.

    Композиция состоит из элементов:

    1. плоскость
    2. пятна

    Композиция должна отвечать пяти условиям комфортности:

    1. неравное количество черного и белого
    2. присутствие пятен трех размеров - больших, среднихи малых
    3. цельность - построение композиции относительно композиционного центра
    4. немонотонный ритм
    5. сбалансированность композиции

    Средства организации композиции:

    1. движение
    2. ритм
    3. пластика

    Способы выделения композиционного центра:

    а). выделение пятна по признаку размера
    б). выделение пятна на нюансе (инверсия)
    в). выделение части фона окружением
    г). Сложные способы выделения

     
    Задание
    Выполним тоновой композиционный анализ репродукции.
    Композиционный анализ это приведение сложного изображения к простому виду или к схеме с целью выяснения принципа построения композиции в этом изображении.
    В данном случае мы приведем изображение со множеством оттенков серого к двухкомпонентной схеме состоящей из черного и белого.
    Поворачиваем репродукцию вверх ногами, чтобы нас не отвлекало содержание изображения. На листе А4 рисуем рамку, соответствующую пропорциям репродукции.
    Делаем карандашом примерный набросок изображения. Теперь мы находим в репродукции самое темное и самое светлое место. Затем находим средний серый тон относительно этих крайних градаций. После этого все пятна которые в репродукции светлее среднего серого мы оставляем белыми, а те пятна которые темнее среднего серого мы красим тушью в черный цвет. Сам средний серый мы назначаем либо черным, либо белым, но в пределах одной композиционной схемы средний серый назначается только одним цветом: только белым или только черным. Выбор зависит от того, какой вариант подаст композицию более выгодным образом.

    Как минимум, выполняем пять таких рисунков с черно-белой репродукции. Для последней схемы воспользуемся цветной репродукцией.
    Ответьте на вопросы: где находится композиционный центр и каким способом он выделен - для каждой схемы.
     
    Примечания
    Пропорции рамки для небольших репродукций можно делать один к одному, прорисовывая рамку с репродукции напросвет.