НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ЛИНИЯ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

8. ПОСТРОЕНИЯ В ПРОСТОМ НАТЮРМОРТЕ

Теория
Говоря о построениях, мы будем выделять геометрические построения, пластические построения, анатомические построения и перспективные построения.
Геометрические построения в рисовании имеют, по большей части, отношение к предметам, изготовленным человеком. Если мы посмотрим на объекты дикой природы, мы не обнаружим в них ровных плоскостей, прямых углов, правильных цилиндров, сфер или конусов - всего того, что составляет основу геометрических построений.
Геометрические построения - это приведение элементов, составляющих изображение, к простым геометрическим формам.
Пластические построения - это поиск связей между элементами изображения, поиск закономерностей их взаиморасположения. Или, как мы помним из первого задания по композиции, выявление способа сочетания частей при образовании целого.
Анатомические построения рассматривают специфику костного и мышечного строения организма человека или животного, его пропорции и закономерности поведения скелета и мышц во время движения.
Также существенной частью всех построений являются перспективные построения, которые рассматривают, каким образом выглядит объект в зависимости от его удаленности относительно наблюдателя.
В одном рисунке могут использоваться все виды построений, но чаще используется только один или два из них.
Оборудование
  • Образцы. Бутылка, кружка, луковица (овощ или фрукт).
  • Картонная рамка для визирования с окном размером 24х36 мм.
  • Мольберт "хлопушка".
  • Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB).
  • Ластик.
  • Бумага формата А3.


  • Примеры выполнения задания

    Задание
    При выполнении этого задания нам понадобится мольберт. В моей студии мы пользуемся мольбертами "хлопушками" с рабочей поверхностью 60 см в высоту и 45 см в ширину. Можно использовать планшет на подрамнике, поставив его на стул.
    Постарайтесь при выполнении задания свести к минимуму использование ластика чтобы на рисунке оставались видны все этапы построений, а также ошибки и их исправление.
    Начать рисунок можно с определения композиционного вмещения натюрморта с помощью маленькой рамки.
    Затем легкими небрежными "проволоками" (см. задание 6) намечаем место предметов на листе.
     
    Теперь разберем геометрическую конструкцию, то есть, наметим геометрические тела, из которых состоят предметы. Бутылка - это большой правильный цилиндр, на котором помещается усеченный конус, а сверху маленький цилиндр. Кружка - правильный цилиндр с полутороидом сбоку (ручка).
    Правильным называется цилиндр, в котором плоскость основания перпендикулярна оси вращения. Основанием цилиндра является окружность. Основания наших цилиндров мы видим в сокращенном виде - как эллипсы. При этом сокращеня максимальны по малой оси эллипсов, которая совпадает с осью вращения цилиндра. По большой оси, которая перпендикулярна малой оси и равна ширине цилиндра, сокращения отсутствуют.
    Луковица - предмет неправильной формы, но можно выразить ее через сплюснутую сферу и два неправильных усеченных конуса, один на другом.
     
    Продолжим рисунок бутылки построением осей. Бутылка - тело вращения и, как следствие, она симметрична оси вращения. Рисуем вертикальную ось вращения (общую для всех составляющих бутылку геометрических тел), она же ось симметрии.
    Теперь выясним положение самых характерных точек. В нашем случае это места перехода цилиндрической поверхности в коническую, а также ширина горлышка вверху и донышка внизу.
    Эти точки попарно симметричны и находятся на больших осях эллипсов донышка, горлышка и промежуточных эллипсов. Проводим через эти точки горизонтальные линии, соответствующие большим осям эллипсов, и смотрим, чтобы они были перпендикулярны оси вращения.
     
    Далее с помощью визирования проверим пропорции бутылки. Выясним сначала, сколько раз ширина бутылки уложится в ее высоте (всегда меньшее укладываем в большем). Это делается так: берем произвольный измеритель (чаще всего это карандаш или древко кисти) таким образом, чтобы он был свободным концом визуально совмещен с одним краем измеряемого предмета, а другой край этого предмета отмечаем большим пальцем.
    Итак, совмещаем концы измерителя с левым и правым краями бутылки (фото вверху). Полученный размер укладываем в высоте бутылки. Сначала один раз от крайней нижней точки вверх, затем, мысленно отметив уровень верхнего конца измерителя, вверх от этого уровня - столько раз, сколько потребуется.
    При этом обязательно надо соблюдать два условия:
    1. Расстояние от глаза до измерителя при визировании должно быть всегда одинаково. Для этого измеритель держат всегда на вытянутой руке.
    2. Измеритель должен быть всегда перпендикулярен лучу зрения. Для этого нижний его конец подпирается мизинцем.

    Теперь, уже на рисунке, измеряем ширину бутылки и укладываем ее в высоте нарисованной бутылки столько же раз, сколько ширина реальной бутылки уложилась в ее высоте. Ширина бутылки в нашем случае - самый первый размер, первый размер в рисунке мы назначаем произвольно.
    Все оставшиеся размеры строим в пропорции к уже имеющимся. В нашем случае это относительные размеры высоты горлышка, высоты тела бутылки и высоты конической части ("плечи бутылки"). Кроме того, выясняем ширину горлышка вверху относительно ширины бутылки или относительно высоты того же горлышка и ширину основания горлышка.
    Размеры по горизонтали откладываем вправо и влево относительно оси симметрии поровну.
     
    Последнее, что мы делаем в бутылке - проверяем пропорции эллипсов донышка и горлышка. И здесь мы столкнемся с явлениями перспективы. Все эллипсы бутылки находятся в горизонтальных плоскостях, но эти плоскости расположены на разных уровнях и поэтому мы видим их под разным углом. На уровне глаз (уровень глаз соответствует т. н. уровню горизонта) эллипсы, принадлежащие горизонтальным плоскостям, выглядят линией. По мере удаления от уровня глаз они все больше разворачиваются, увеличиваясь по малой (вертикальной) оси. Пропорции эллипсов определяются отношением малой оси к большой.
     
    Теперь займемся построением кружки. Сначала уточняем через пропорции ее положение и размер относительно бутылки. Построить цилиндр не составит труда. А вот на построении ручки надо остановиться подробнее. В построении ручки для выполнения неправилиных кривых линий мы будем пользоваться ломаными линиями. Выражая кривую линию через ряд прямых отрезков мы не только сокращаем количество координат, но и более ярко выражаем характер исходной кривой линии. Также для построения ручки мы воспользуемся "коробочкой", то есть, впишем ручку в правильный параллелепипед.
    Для начала определим, где ручка крепится к цилиндру корпуса. Нас интересует верх и низ входа ручки с ее видимой стороны. Определим, сколько раз уложится расстояние от ближнего края кружки до видимого края входа ручки во всей ширине кружки. Отметим эту позицию вертикальной линией. Теперь через пропорции найдем высоту нижнего и верхнего входа ручки (все эти точки берутся по внешним краям ручки).

    Теперь надо определить ракурс "коробочки". Ручка превращает кружку из тела вращения в тело двусторонней симметрии. Плоскость симметрии рассекает через середину и ручку кружки, и цилиндр ее корпуса. Найдем след этой плоскости на верхнем эллипсе цилиндра. Для этого отступим от точки пересечения верткили входа ручки с эллипсом половину ширины ручки, т. е., найдем середину входа ручки в цилиндр корпуса. Линия, проведенная через найденную точку и центр верхнего эллипса и будет следом плоскости симметрии. Теперь через точку пересечения верхнего эллипса с плоскостью симметрии проведем касательную к эллипсу. Как известно, через одну точку на эллипсе можно провести только одну касательную. Касательная, след плоскости симметрии и вертикаль соответствуют направлениям ребер нашей "коробочки".
    Теперь строим коробочку строго по этим направлениям.
    Далее нам надо выяснить, насколько отличается форма ручки от прямоугольника, в который она вписана.
    Для этого мы подойдем к настоящей кружке и посмотрим на ее ручку сбоку. В данном случае получилось, что, кроме мест входа, ручка касается "коробочки" только в одном месте. Всю ее форму можно выразить четырьмя отрезками.

    Строим эту форму на боковой поверхности "коробочки". Рисунок коробочки сотрем, но не полностью, а так, чтобы он немного был виден. Достраиваем ширину наружной поверхности ручки, которая будет равна ширине "коробочки". При этом направления переломов соответствуют своим аналогам на "коробочке". Верхняя часть ручки видна "с лица", а нижняя - "с изнанки".
    Теперь осталось достроить толщину ручки внутрь. Это мы делаем на глаз.
    Всю эту конструкцию можно впоследствии при надобности "сгладить".
     
    Последнее, что нам осталось - луковица. Сначала уточняем через пропорции ее положение и размер относительно бутылки и кружки. Далее приступаем к уточнению рисунка. Эту работу мы выполняем на глаз. Если в построениях главное - привести все к правильным геометрическим формам, то в рисунке предметов неправильной формы все наоборот. Мы подчеркиваем именно своеобразие предмета, его несимметричность и неправильность.
     
    Для закрепления выполним еще один рисунок с подобными предметами.
     
    Примечания
    В нашем натюрморте все цилиндрические формы стоят основаниями на горизонтальной плоскости. Поэтому оси вращения строго вертикальны, а большие оси эллипсов строго горизонтальны. Однако, это частный случай. Мы можем повернуть цилиндр, положить его набок и т. д. Но при любом повороте правильного цилиндра или конуса большие оси эллипсов оснований будут перпендикулярны оси вращения.
    Построения "коробочки" ведутся в изометрии, мы игнорируем явления перспективы, так как они здесь выражены минимально.