НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ЛИНИЯ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

3. ВЫДЕЛЕНИЕ АБСТРАКТНОЙ КОМПОЗИЦИИ В РИСУНКЕ

Задание
Начнем с рисунка своих собственных ног. Удобно садимся, вытянув ноги, лучше одну положить на другую - этим мы добьемся более интересной формы. На коленях кладем планшет с прикрепленной к нему бумагой. Далее срисовываем ноги в том же режиме, в котором мы рисовали мятую бумагу во втором занятии курса имитации. Взгляд медленно движется вдоль линий образца (т. е., наших ног) и точно так же медленно движется карандаш по бумаге. Мы не смотрим на свой рисунок до момента, когда появляется потребность скорректировать линии на нем. Тогда мы кидаем очень короткий взгляд на рисунок и опять взгляд медленно движется вдоль линий образца. Число коротких взглядов не ограничивается, но они должны быть действительно короткими. Большую часть времени мы сосредоточены на своих ногах.
Линии надо обязательно проводить медленно и не возвращаться к уже нарисованному - одна линия за один раз. Ластик не случайно отсутствует в списке оборудования - мы ничего не стираем, все что сделано - верно.
Задание обязательно должно выполняться очень медленно, очень спокойно и непрерывно. В процессе выполнения будут возникать позывы отвлечься, прекратить работу - нельзя поддаваться этим позывам. Когда процесс идет верно, мы ощущаем удовольствие от выполняемой работы. Не надо беспокоиться по поводу своей способности рисовать «правильно», не ожидая никакого конкретного результата, полностью погружаемся в процесс.
Оборудование
  • Образец. В качестве образца используем собственные ноги и любые предметы, имеющие сложную линейную структуру.
  • Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB).
  • Планшет А4 (кусок плотного картона с зажимом).
  • Бумага формата А4.


  • Примеры выполнения задания


    Нижние стороны рамок помечены штрихом.
    Когда рисунок готов, выделяем прямоугольными рамками несколько комфортных композиций. Можно это делать с помощью двух уголков из картона, как во втором задании. Все эти композиционные схемы будут абстрактными, нас интересует только то как работают в этих схемах массы "густого" и "пустого". Разворот и пропорции рамок произвольные. Низ композиции отмечается штрихом. Как нам известно, в композиции имеет значение как ее повернуть к зрителю.
    Ответьте на вопросы: где находится композиционный центр и каким способом он выделен - для каждой схемы.
     
    Далее делаем еще четыре рисунка. В качестве образца используем любые предметы, имеющие сложную линейную структуру. Очень хороши мягкие спортивные сумки в сложных ракурсах. В каждом рисунке выделяем прямоугольными рамками несколько комфортных композиций, учитывая положение композиционного центра и способ его выделения.
     
    Рассмотрим несколько вариантов выделенных композиций из приведенных выше примеров выполнения задания.
  • В первом случае мы видим композицию с композиционным центром в "пустом" элементе в центре, который выделен окружающим его "густым" пространством. Но, с другой стороны, под этим элементом внизу помещается довольно-таки обособленная и компактная масса "густого", которая работает в паре с основным композиционным центром.
  • Во втором случае мы видим композицию, построенную не столько на отношениях "густого" и "пустого", сколько на движении. Все линии композиции сходятся в центре, образуя что-то вроде лучей. Но, в то же время, в центре присутствует и заметное усиление "густоты".
  • В третьем случае мы видим композицию с композиционным центром в маленьком "густом" элементе в центре. Сверху и снизу он ограничен "пустыми" пространствами. Слева и справа с ним соседствуют "густые" элементы, уходящие в края и образующие диагональное движение. Но центральный элемент вырывается из этого движения, в чем ему также помогает вертикальная линия внизу.
  • В четвертом случае мы видим выделение композиционного центра тремя компактно расположенными маленькими "густыми" элементами. Практически все оставшиеся линии образуют восходящее движение, ведущее к этим трем элементам.

  •  
    Примечания
    Хотя не будет ничего страшного, если в процессе выделения композиционных схем в рисунке одна рамка залезет на другую, лучше этого не допускать.