НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ЛИНИЯ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

2. ВЫДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ В ФОТОГРАФИИ

Задание
В качестве образца на этот раз мы берем фотографию. Но теперь мы сами выбираем рамки для нашей композиции. С помощью двух уголков из картона выделяем в фотографии участок, который кажется интересным с точки зрения композиции. Дальше, как и в предыдущем задании, срисовываем границы пятен. С помощью двух уголков можно выделить прямоугольник любых пропорций, но это должен быть правильный прямоугольник.
Если само изображение не подсказывает, где верх, а где - низ, нижнюю рамку помечаем. Как уже говорилось, выходы масс "густого" и "пустого" в края в комфортной композиции должны быть сбалансированы. Одна и та же композиция будет восприниматься по разному, если ее повернуть набок или вверх ногами. Рассмотрим это явление на примере.

  • В первом случае мы видим очень динамичную композицию с композиционным центром в маленьком элементе справа, который выделен "пустым" пространством. Край большой массы "густого" слева подчеркивает диагональное нисходящее движение, ведущее опять к маленькому элементу справа. Композиция дискомфортна (но это не значит, что плоха).
  • Во втором случае мы видим сбалансированную вертикальную композицию с тем же центром. Однако, несмотря на устойчивость, композиция дискомфортна. Большая масса "густого" в верхней части над пустым пространством создает ощущение угрозы обвала.
  • В третьем случае мы видим ту же динамичную композицию что и в первом. Но диагональное движение, ведущее опять к маленькому элементу, на этот раз читается как восходящее. Композиция дискомфортна.
  • В четвертом случае мы видим сбалансированную вертикальную композицию. Небольшое смещение маленького элемента, являющегося композиционным центром, и диагональное воссходящее движение придает композиции легкость. Композиция комфортна.

  •  
    Как минимум, выполняем пять композиционных схем.
    Ответьте на вопросы: где находится композиционный центр и каким способом он выделен - для каждой схемы.
    Оборудование
  • Образец: черно-белая фотография формата А5.
  • Два уголка из картона размером 200 мм по большей стороне и шириной 3-4 см.
  • Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB).
  • Ластик.
  • Бумага формата А4.


  • Примеры выполнения задания

    Композиционный центр омечен крестом.
    В первом случае это большая масса "густого", единственная в композиции не уходящая в край.
    Во втором и третьем - "пустое" пространство, выделенное окружающими его "густыми".
    Примечания
    Выходы масс "густого" и "пустого" в края в комфортной композиции должны быть сбалансированы. Однако, если композиция совершенно симметрична, это тоже дискомфортно. Симметричность - один из видов монотонности.