НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ЛИНИЯ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

14. ИЛЛЮСТРАЦИЯ С НАТЮРМОРТОМ

Задание
Последнее задание раздела "ЛИНИЯ" - иллюстрация с натюрмортом в разных техниках.
Это задание похоже на предыдущее, но имеется и разница.
 
Во-первых, сам натюрморт должен быть тематически подобран - в него должны входить предметы, относящиеся к какой-то узкой области деятельности. Для нас проще всего будет составить натюрморт из художественных материалов и инструментов - мы можем себе представить, что иллюстрируем статью о художниках. Составить постановку надо не только с учетом требований композиции самого натюрморта, но и с учетом компоновки страницы журнала.
Когда мы беремся за иллюстрирование, мы начинаем думать не только о рисунке, но и об окружении рисунка. Каким будет формат страницы? Какое место на странице отведено рисунку? Как он уживется с шрифтом заголовка? Каким шрифтом и кеглем набран текст? Нам надо найти стилистическую доминанту, которая сделает текст и рисунок органическим целым.
 
Во-вторых, теперь не стоит задача быстро наделать разных рисунков разных предметов. Теперь мы отрабатываем одну постановку в разных техниках. Мы перебираем варианты техник с целью найти самую выигрышную, ту что подаст рисунок самым выгодным образом.
 
В-третьих, художник может преднамеренно наделять рисунок какими-то качествами, которых в натуре нет. В учебных рисунках с натуры такая задача не ставится, но теперь мы подходим к решению задач творческих. Из всего многообразия художественных выразительных средств мы используем только линию. И надо попытаться выжать из нее все возможности.
То, что нам уже дано самим материалом - это фактура. Мы можем добавить что-то за счет пластики и ритма.
В приведенных ниже примерах мы можем увидеть примеры реализации такого подхода.

В этом рисунке автор просто следовал натуре.
 

Теперь все линии рисунка стали волнистыми. К инструменту "маркер" добавился инструмент "стилизация". Волнистость стала дополнительным свойством рисунка. В натуре этого свойства не было.
 

А теперь в рисунок введено другое дополнительное свойство - угловатость. (По моему личному ощущению, такая стилизация придает изображению что-то японское. Возможно здесь есть ассоциации с современной японской гравюрой.)
 

Теперь автор использовал прием умножения линий контура. Своеобразное "графическое эхо". Или что-то вроде кругов на воде. Этот прием позволил обобщить группу предметов и отделить ее от фона. В то же время, в рисунке появилось больше плотности, густоты.
 

Тот же прием умножения линий контура с использованием прерывистых пунктирных линий придает рисунку качества туманности и вибрации. Это напоминает живопись импрессионистов.
Как видите, выразительные возможности одного инструмента при использовании различной стилистики многократно умножаются.
Оборудование
  • Образцы. В качестве образца используем тематически подобранные небольшие предметы.
  • Картонная рамка для визирования с окном размером 24х36 мм.
  • Планшет А4 (кусок плотного картона с зажимом).
  • Мольберт "хлопушка".
  • Шариковая ручка, толстый маркер, тушь, кисть, перо, уголь, сангина.
  • Бумага формата А4.
  • Сканер, компьютер, принтер.


  • Примеры выполнения задания






    Перед тем, как начать рисовать, мы выбираем страницу из журнала с заголовком, текстом и рисунком.
    Предположим, что редактор попросил Вас заменить этот рисунок на другой. То есть, формат рисунка уже задан.
    Исходя из этого формата ставим постановку для натюрморта.
     
    Итак, мы отрисовываем натюрморт в разных техниках, используя фактуру, пластику и ритм. Пробуем различные варианты стилизации, не только те, о которых упоминалось. Придумываем свои варианты подачи изображения, наделяем его каким-то характером. И, главное, рисунок должен оставаться легким и живым. Не замучиваем рисунок, у зрителя должно быть впечатление, что все сделано играючи, без усилий.
     
    После того, как мы сделали достаточное количество рисунков, отбираем те, что больше всего подходят для иллюстрации.
    Сканируем рисунки и в фотошопе вставляем их в отсканированный макет страницы. По необходимости вносим коррективы, подчищаем рисунки.
    И, наконец, финальное действие - распечатка вариантов страницы с иллюстрацией!
     
    Примечания
    Задача создания иллюстрации помогает понять, с какими проблемами Вы столкнетесь, пытаясь создать самостоятельно художественное произведение.
    Многие художники создают свои произведения на базе стилизации. Но тут существует опасность попасть в зависимость от изобразительного приема. Это случается тогда, когда стилизация становится самоцелью, самоценностью.
    Зрелое произведение появляется тогда, когда внутреннее содержание порождает форму, органично его вмещающую.
     
    Обычно сначала художник осваивает выразительные средства, работает с натуры. Многие художники занимаются этим всю жизнь - для них общение с натурой остается неисчерпаемым источником радости. Для других работа с натуры - только этап, благодаря которому они приобретают арсенал выразительных средств. Но в дальнейшем навык владения этим арсеналом они применяют для создания новой пластической среды. Когда существующие инструменты не могут точно передать замысел художника, он создает свои инструменты. И критерий выбора тех или иных приемов - именно точность передачи замысла.