НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ЛИНИЯ 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

10. ПЕРСПЕКТИВА В НАТЮРМОРТЕ

Теория
Наблюдательная перспектива является следствием центрального способа проекции, в соответствии с которым функционирует глаз. Зрение работает по принципу "чем дальше - тем меньше". Именно поэтому рельсы на горизонте сходятся.
Надо отметить, что все законы перспективы применяются не к реальному пространству, а к центральным проекциям этого пространства. То что мы получаем как результат зрительного восприятия - центральная проекция. То что мы рисуем - имитация центральной проекции на плоскости.
Исходя из законов перспективы все параллельные линии сходятся в бесконечно удаленных точках, называемых точками схода. А параллельные плоскости имеют бесконечно удаленные линии схода. Одна из таких линий - линия горизонта. Линия горизонта - это линия схода для всех горизонтальных плоскостей, лежащая в плоскости на уровне глаз. Стоит присесть - и линия горизонта опускается, встать - поднимается.
Линия горизонта имеет для нас важное значение по той причине что предметы быта, мебель, архитектурные сооружения имеют всегда большое количество горизонтальных плоскостей, для которых линия горизонта является линией схода. А для параллельных линий, принадлежащих горизонтальным плоскостям, на линии горизонта будут находиться точки схода.
При проведении перспективных построений принято считать что точка зрения одна - как если бы мы глядели одним глазом - и что она зафиксирована, то есть, мы не переводим взгляд, рассматривая предметы и не двигаем головой.
Оборудование
  • Образец. Шахматная доска и один-два простых предмета.
  • Картонная рамка для визирования с окном размером 24х36 мм.
  • Мольберт "хлопушка".
  • Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB).
  • Бумага формата А4.
  • Ластик.
  • Линейка.
  • Бумага формата А3.


  • Примеры выполнения задания


    Задание
    Шахматная доска должна быть в сложном повороте, то есть, ни одна из ее сторон не должна быть перпендикулярна лучу зрения (фото вверху).
    Начнем работу с небольшого технического эскиза. На листе бумаги формата А4 посередине наметим совсем маленький эскиз натюрморта. Затем выясним, насколько выше натюрморта располагается наш уровень глаз. Допустим, это расстояние вмещает еще одну высоту натюрморта. Отложим от верхнего края эскиза еще одну его высоту и на этом уровне по линейке начертим линию горизонта.
    Теперь по направлениям выясним углы наклона сторон шахматной доски и от ее нижнего угла по линейке продлим линии сторон до пересечения с линией горизонта. Таким образом мы получим две точки схода.
    Шахматная доска с точки зрения перспективы представляет собой конструкцию из трех семейств параллельных линий. Два из них имеют точки схода на линии горизонта, одно семейство - вертикали - мы будем строить строго параллельно, так как их перспективные искажения в нашем случае пренебрежимо малы.
    Достраиваем на эскизе доску, пользуясь точками схода, по линейке.
    Закончим эскиз определением вмещения натюрморта в листе - рамкой обозначим границы формата, в котором будет выполняться основной рисунок.
     
    Теперь приступим к основному рисунку на листе формата А3. Линейку бельше не используем.
    Легкими небрежными "проволоками" намечаем место натюрморта на листе. Наметим геометрические тела, из которых состоят предметы. С помощью визирования проверим пропорции предметов.
     
    В шахматной доске пропорции прежде всего будут определяться габаритами по вертикали и горизонтали.
    Габариты - это расстояния между крайними точками по вертикали и горизонтали. Габариты по ширине обозначаются вертикальными линиями, а по высоте - горизонтальными, в результате чего предмет оказывается вписан в правильный прямоугольник.
    Чтобы выяснить пропорции прямоугольника габаритных размеров шахматной доски можно воспользоваться рамкой для визирования. Совместим рамку с доской таким образом, чтобы доска вписалась в нее всеми крайними точками, кроме верхней. Мысленно отметив на рамке уровень верхней точки, получаем пропорции габаритных размеров (фото вверху).
    Построим на рисунке прямоугольника габаритных размеров. Горизонтальной линией через весь прямоугольник отметим высоту шахматной доски по ближнему ребру.
    Через пропорции выясним положение ближнего вертикального ребра.
    Далее по направлениям строим линии верхней плоскости, примыкающие к ближнему вертикальному ребру и от них достраиваем дальние линии верхней плоскости.
    Теперь осталось добавить линии нижней плоскости - коробка шахматной доски почти готова.
    Проверяем направления линий ребер доски - они должны веером сходиться в двух точках схода на линии горизонта, за исключением вертикалей. Точки схода находятся далеко за пределами нашего рисунка, поэтому, ориентируясь на технический эскиз, мысленно продолжаем линии к точкам схода и проверяем постепенность их разворота.
    Проверяем толщину доски по вертикали от левого и правого углов с таким расчетом чтобы толщина у левого угла была меньше чем у переднего, а толщина правого угла меньше чем левого (чем дальше - тем меньше). Самой маленькой будет высота дальнего, невидимого угла.
    Чтобы проверить правильность построений в последний раз переверните рисунок и посмотрите на него издали. Так Вы сможете лучше обнаружить возможные ошибки. Достраиваем оставшиеся предметы и уточняем детали.
     
    Выполним еще один рисунок, добавив к шахматной доске еще один прямоугольный предмет. Ракурсы шахматной доски прямоугольного предмета не должны совпадать. Это значит, что каждый из предметов будет иметь свою собственную пару точек схода на линии горизонта.
     
    Примечания
    Надо обратить внимание на тот факт, что на линии горизонта находятся точки схода только для линий, принадлежащих горизонтальным плоскостям. Если ту же шахматную доску наклонить, например, подложив под нее карандаш, точки схода сместятся с линии горизонта.