НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ЛИНИЯ 2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

1. КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ РЕПРОДУКЦИИ

Теория
В курсе имитации ставились очень жесткие рамки, как буквально, так и фигурально. Теперь мы будем учиться определять или задавать эти рамки самостоятельно. И первые шаги заключаются в буквальном определении рамок: каким должен быть формат листа, каким должен быть масштаб изображения и как разместить изображение в листе. Иными словами, мы начнем с композиции.
Поскольку предмет нашего интереса - линия, мы будем рассматривать линейную композицию. В чистом виде мы можем найти линейную композицию в линейной графике, но, по сути, любое изображение можно свести к линиям, если в качестве линий рассматривать границы пятен.
В линейной композиции мы имеем две составляющих: ограниченную плоскость (как правило, прямоугольную) и линии. Плоскость мы можем использовать двояко: либо нанести в каком-то ее месте линию, либо - не делать этого.
Линия, даже если она не замкнута, делит плоскость на части, которые воспринимаются как состоящие в оппозиции друг другу. Но, чаще всего, линии замыкаются, образуя какие-то фигуры, и эти фигуры подсознательно противопоставляются открытым пространствам. Также открытым пространствам противопоставляются участки с большой насыщенностью линиями. Чаще всего линейная композиция строится на противопоставлении "густого" и "пустого".
Оборудование
  • Образец. В качестве образца берем репродукцию картины размером в ладонь.
  • Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB).
  • Ластик.
  • Бумага формата А4.


  • Примеры выполнения задания


    Композиционный центр омечен крестом.
    В первом случае это "пустое" пространство, выделенное окружающими его "густыми".
    Во втором - большая масса "густого", единственная в композиции.
    Законы композиции основаны на законах восприятия, которые работают на подсознательном уровне. Мы будем рассматривать композицию и ее законы в их положительном аспекте и, таким образом, задачей композиции в нашем случае будет создание на ограниченной прямоугольной плоскости пространства, которое подсознательно будет восприниматься как комфортное.
     
    Что нужно, чтобы пространство композиции воспринималось как комфортное:
    1. Количество "густого" и "пустого" в композиции должно быть неравным. Это нужно для того, чтобы ясно читалось, что есть фон, а что - фигуры на нем. Обычно подсознательно в качестве фона воспринимается то чего больше. А если количество "густого" и "пустого" равно, это вызывает дискомфортные колебания восприятия из-за невозможности явного предпочтения.
    2. Массы "густого" и "пустого" в композиции должны быть соразмерны вмещающей плоскости. Если они слишком велики, композиция воспринимается как часть чего-то большего, как тесная или, иначе говоря, фрагментарная. Если они слишком мелки, композиция воспринимается как пустая, скучная или монотонная. Фрагментарность и монотонность - две крайности в композиции, которых мы будем стараться избегать.
    3. Композиция должна восприниматься как единое целое. Для этого ее выстраивают относительно единого узла, называемого композиционным центром. Композиционный центр это специально выделенное место в композиции, которое обладает качествами, присущими только ему. Композиционный центр не является геометрическим центром листа.
    4. Массы "густого" и "пустого" в композиции должны быть различной величины, иначе композиции становится монотонной.
    5. Должны быть сбалансированы выходы масс "густого" и "пустого" в края композиции. Если в композиции все массы "густого" находятся на каком-то расстоянии от краев, а один участок "густого" расположен вплотную к правому краю, то у нас создастся впечатление, что наш лист обрезан справа и является левой частью большего листа. То же произойдет, если один участок находится вплотную к левому краю - композиция будет восприниматься как фрагмент большего изображения. Это создает дискомфорт. Если же участки "густого" граничат и с левым и с правым краями, композиция будет восприниматься как нечто цельное или как центральный фрагмент, что вполне комфортно. По горизонтали выходы в края композиции должны компенсироваться.
    А вот с выходами вверх и вниз все обстоит иначе - они не нуждаются в компенсации. По вертикали композиция устойчива. Геометрическим центром листа в композиции является не точка, а вертикальная линия. Поэтому композицию в горизонтальном формате труднее собрать - она имеет тенденцию "разламываться" надвое по этой вертикали.
     
    Кроме понятия комфортности в композиции мы будем оперировать такими понятиями как движение, ритм и пластика.
    Движение. Под движением в композиции подразумевается подсознательная последовательность разглядывания элементов изображения. Откуда берется эта последовательность? Она является следствием инерции восприятия. Когда мы разглядываем какие-то линии или пятна, взгляд переходит от элемента к элементу по самому короткому пути, стараясь скорее миновать пустые пространства.
    Ритм. Ритм появляется в результате чередования элементов и промежутков между ними по ходу движения взгляда, подобно тому, как в музыке ритм создается чередованием ударов и пауз различной длительности. Элементы и промежутки между ними должны быть различной величины, иначе ритм становится монотонным. Даже если только промежутки или только элементы будут равной величины, ритм начинает тяготеть к монотонности, что создает дискомфорт.
    Пластика. Понятие пластики часто употребляется в хореографии применительно к танцевальным движениям. Говорят о красивой, некрасивой, текучей, угловатой пластике и т.д. То есть, одно и то же движение можно выполнить с различной пластикой. Пластика в этом случае это способ сочетания составляющих движение элементов. То же самое и в нашей композиции: пластика это способ сочетания частей при образовании целого. Пластика может строиться на общем для всей плоскости изображения графическом модуле. Например, таким модулем может быть квадрат, круг или треугольник.
     
    Движение, ритм и пластика являются средствами организации композиции и помогают выделить композиционный центр. Например, используя движение, мы можем привести внимание зрителя к определенному месту композиции. При этом ритм и пластика зададут этому движению какое-то конкретное настроение.
     
    Выделение композиционного центра. Как уже было сказано, количество "густого" и "пустого" в композиции должно быть неравным. То, чего больше, воспринимается как фон, чего меньше - как фигуры на нем. Чтобы выделить элемент в качестве композиционного центра, надо чтобы он оказался единственным в своем роде. Например, все подобные ему элементы маленькие, а он - большой (a). Или, напротив, все подобные ему элементы большие, а он - маленький. Также может быть вариант, когда все элементы, кроме одного, уходят в край листа, то есть, воспринимаются как фрагменты (b). Если на одном из подобных элементов сделать маленькую отметину, то он тоже будет привлекать внимание - способ выделения композиционного центра на нюансе (c). Но в качестве композиционного центра может выступать не только фигура, но и выделенная окружающими фигурами часть фона (d). Часто композиционный центр выделяется не одним, а несколькими способами. Например, большая фигура с маленькой отметиной на ней работает вместе с выделенной частью фона (e).

    a

    b

    c

    d

    e

     
    Задание
    В качестве образца мы берем репродукцию картины - то есть, изображение созданное художником и уже решенное автором в плане композициии.
    При линейном композиционном анализе репродукции в качестве линий выступают границы пятен. Близкие по тону и цвету пятна следует считать одним пятном. Например, в живописной репродукции мы не считаем пятнами отдельные мазки.
    Поворачиваем репродукцию вверх ногами, чтобы нас не отвлекало содержание изображения. На листе А4 рисуем рамку, соответствующую пропорциям репродукции. Не проводя никаких построений, не делая никаких прикидок, срисовываем границы пятен. Мелкие детали изображения игнорируем. Нас не интересует точная передача контуров - главная задача отразить взаиморасположение основных масс "густого" и "пустого".
    Как минимум, выполняем пять таких рисунков.
    Ответьте на вопросы: где находится композиционный центр и каким способом он выделен - для каждой схемы.
     
    Примечания
    Надо учесть, что композиционный центр может вообще отсутствовать в линейной композиции. При удачной композиции в полноцветном изображении линейная, тоновая и цветовая композиции, накладываясь друг на друга, работают на выделение общего композиционного центра. Но возможно, что одна из схем работает, а другие не мешают ей, являясь нейтральными и, возможно, монотонными.