НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ЛИНЕЙНЫЙ РИСУНОК 1   2   3   4   5  

2. РИСУНОК МЯТОЙ БУМАГИ

Теория
Ощущение удовольствия от рисования, независимо от того, что именно изображается - один из признаков вхождения в пространство неопосредованных зрительных впечатлений или, иначе говоря, в режим образного восприятия, образного мышления.
Мы преимущественно функционируем в режиме логического мышления, которое называет вещи словами, считает их, обозначает символами, систематизирует, контролирует, следит за временем, а также отвечает за наше осознание себя как личности, социальной единицы.
Образное мышление существует обычно на заднем плане сознания, оно отвечает за интуицию, творчество, визуальное и пространственное восприятие. Оно оперирует образами - уникальными нерасчленяемыми массивами информации.
Нас приучают к 10-ти годам пользоваться именно логическим мышлением и, чаще всего, мы даже не подозреваем о том, что есть еще и образное мышление. В виду того, что эти два типа мышления различаются принципиально, один из них должен быть ведущим, а другой - оставаться на заднем плане в "спящем режиме". Для того чтобы легко и естественно рисовать, нам необходимо поменять обычную для нас схему, когда ведущим является логическое мышление, на обратную, чтобы ведущим стало образное мышление.
Это становится возможным, когда мы занимаемся деятельностью невозможной для логического мышления - медленно рисуем линии, которые не имеют никакого смысла. Сначала логическое мышление впадает в скуку, потом начинает нервничать, побуждает прекратить "заниматься ерундой", находит множество поводов чтобы отвлечься (посмотреть на часы, позвонить по телефону и т. д.). Когда мы ощущаем это беспокойство и суетливость, мы еще спокойней, еще медленней продолжаем рисовать. И тогда логическое мышление, наконец, переходит в "спящий режим".
Оборудование
  • Кусок белой мятой бумаги.
  • Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB).
  • Бумага формата А4.


  • Примеры выполнения задания


    Есть признаки того, что переход в режим образного мышления состоялся:
    1). Ощущение удовольствия от самого процесса рисования, независимо от того, что именно изображается.
    2). Сужение поля зрения.
    3). Приглушение звукового фона.
    4). Исчезновение чувства времени.
    Эти ощущения можно заметить лишь после окончания работы, постфактум, потому что контролируещее логическое мышление отсутствует непосредственно во время процесса.
    Все перечисленные признаки сами по себе не дают реального представления о нахождении в режиме образного мышления. Режим образного мышления - это измененное состояние осознания. Можно привести такое сравнение: мы стоим по колено в воде и видим камешки на дне - такие же камешки как и те, что лежат рядом на берегу. Мы одеваем маску, опускаем лицо в воду и видим совсем другой, удивительный мир! Хотя это все те же самые камешки!
     
    Задание
    Мятая бумага, как бы мы ее ни нарисовали, всегда будет мятой бумагой. Поэтому, не ожидая никакого конкретного результата, мы можем полностью погрузиться в процесс.
    Кусок белой мятой бумаги кладем перед собой. Лист, на котором будет выполняться рисунок, кладем немного в стороне под рабочую руку. Взгляд медленно движется вдоль линий образца и точно так же медленно движется карандаш по бумаге. Мы не смотрим на свой рисунок до момента, когда появляется потребность скорректировать линии на нем. Тогда мы кидаем очень короткий взгляд на рисунок и опять взгляд медленно движется вдоль линий образца. Число коротких взглядов не ограничивается, но они должны быть действительно короткими. Большую часть времени мы сосредоточены на линиях мятой бумаги.
    Ни в коем случае не следует начинать рисунок с контура мятого листа бумаги. Рисунок должен выполняться как мозаика - сначала один небольшой кусочек, потом к нему пририсовываем другой кусочек, третий и так далее.
    Задание обязательно должно выполняться очень медленно, очень спокойно и непрерывно. В процессе выполнения будут возникать позывы отвлечься, прекратить работу - нельзя поддаваться этим позывам. Когда процесс идет верно, мы ощущаем удовольствие от выполняемой работы. Считайте появление этого ощущения критерием выполнения задания, добейтесь этого ощущения, даже если понадобится выполнить несколько рисунков.
    Если процесс рисования ощущается как труд и обязанность, это значит что Вы не готовы выполнять следующие задания.
     
    Примечания
    Режим образного мышления может присутствовать не все время рисования, а только время от времени - это тоже результат. Важно получить непосредственное переживание этого состояния.
    Если данное упражнение не привело Вас к нужному ощущению, можно попробовать в том же режиме рисовать свою руку ладонью вверх в ненапряженном положении со всеми "линиями судьбы". Можно выполнить рисунок своих собственных ног. Для этого удобно садимся, вытянув ноги, лучше одну положить на другую, на коленях кладем планшет с прикрепленной к нему бумагой и медленно ведем взгляд вдоль линий наших ног, точно так же медленно ведя карандаш по бумаге...