НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ЦВЕТ 1  2  3  4  5  6  7 

2. КОМПОЗИЦИЯ И ЭСКИЗЫ НАТЮРМОРТА

Задание
Правильно взятые отношения теплого и холодного составляют основу живописи с натуры как в акварели, так и в любой другой технике - в живописи маслом, темперой, гуашью и т. д.
Это задание позволяет на практике проследить, как работает цветовая композиция в живописи.

Бумага для работы акварелью должна быть белой, плотной, хорошего качества. Глянцевая бумага не годится. Чтобы бумага от воды не коробилась, ее проще всего приклеить скотчем к листу стекла по всему периметру.
Перед работой акварелью бумагу желательно протереть влажной губкой и дать подсохнуть - это предотвратит скатывание краски в капельки из-за присутствия в бумаге (если бумага свежевыделанная) некоторого количества масел.
Кисть лучше использовать беличью или колонковую, круглую №10. Кисть должна при намачивании принимать форму заостренного конуса. Палитра для акварели употребляется белая эмалированная, фарфоровая или пластиковая. Возможно в качестве палитры использовать лист плотной белой бумаги.

Натюрморт ставим из простых предметов, не больше трех. Должны присутствовать предметы теплой, холодной и нейтральной окраски. Установим дополнительный источник освещения. Свет от электрической лампы накаливания теплый. Тени по контрасту холодные. Таким образом, предметы нейтральной окраски на свету будут теплыми, а в тени - холодными.
Это не значит, что красное в тени холоднее синего на свету. Собственная окраска предметов имеет большое значение. Кроме того, в тени всегда есть рефлексы и, например, рефлекс в холодной тени может быть очень теплым. Но такой рефлекс не будет теплее поверхности, от которой он отражен.

Сначала лист бумаги примерно А2 разделим на четыре равных прямоугольника и сделаем четыре одинаковых рисунка постановки. Первый рисунок делаем с натуры, остальные копируем с него, снося размеры и позиции предметов с помощью параллельных линий как на фото вверху.
  • В первом прямоугольнике выполним цветовой композиционный анализ постановки так же, как мы это делали с репродукцией в предыдущем задании, используя два цвета - один теплый, другой холодный. Пусть это будут желтый и зеленый цвета.
  • Во втором прямоугольнике выполним такую же схему как и в первом, но добавим еще два цвета - один теплый, другой холодный. Пусть это будут оранжевый и синий цвета. Все что было зеленым, равномерно закрашиваем в зеленый и синий цвета, исходя из того, какой цвет в конкретном месте ближе к натуре. Все что было желтым, равномерно закрашиваем в желтый и оранжевый цвета.
  • В третьем прямоугольнике схема расположения цветов остается той же что и во втором, но мы еще на один шаг приблизимся к натуре. Теперь мы введем в нашу схему светлоту, то есть, светлые места красим бледной краской, темные - в полную силу. Там где собственного тона краски не хватает, смешиваем ее с черной краской. Но цветные краски друг с другом не смешиваем - они остаются на тех же местах что и во втором прямоугольнике.
  • В четвертом прямоугольнике мы стараемся как можно точнее передать натуру. Надо учесть, что для адекватной передачи натуры надо ее несколько утрировать, так как натура трехмерна, а наш лист - плоский. Мы можем добиться ощущения объемности и глубины за счет разницы тоновых и цветовых контрастов. Чтобы понять, что такое цветовой контраст, вспомним цветовой круг (занятие 1). Если смешать три основных цвета - красный, желтый, голубой - мы получим серый цвет, цвета взаимоуничтожатся. Тот же эффект получится, если мы смешаем попарно красный с зеленым, желтый с фиолетовым, голубой с оранжевым. Эти три пары цветов являются контрастными. В цветовом круге их позиции диаметрально противоположны.
    Можно пользоваться любыми красками и смешивать их по мере необходимости. Остается только одно условие: цветовая композиционная схема должна соблюдаться, теплое и холодное остается на тех же местах что и в предыдущих прямоугольниках. Например, там где в композиционной схеме был синий цвет, мы можем сделать холодный фиолетовый, сложный холодный коричневый, зеленый, но ни в коем случае не теплый цвет.
  • Оборудование
  • Образцы. Натюрморт c предметами теплой, холодной и нейтральной окраски.
  • Картонная рамка для визирования с окном размером 24х36 мм.
  • Мольберт "хлопушка".
  • Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB).
  • Бумага для акварели формата А2.
  • Набор акварельных красок.
  • Кисть беличья № 10.
  • Баночка с водой.
  • Палитра.
  • Тряпка мягкая для вытирания кисти.


  • Примеры выполнения задания

     
     
     
    Примечания
    Обратите внимание, что изображение выполненное в третьем прямоугольнике выглядит весьма достоверно, несмотря на предельную условность живописи.