НАЧАЛО
КУРС
ИМИТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНЕЙНЫЙ
РИСУНОК


ШТРИХОВОЙ
РИСУНОК


ЦВЕТНОЙ
КАРАНДАШ


АКВАРЕЛЬ
КУРС
ИНТЕРПРЕТАЦИИ:

ВВЕДЕНИЕ

ЛИНИЯ

ПЯТНО

ЦВЕТ

ССЫЛКИ

ВОПРОСЫ

КОНТАКТЫ
 
 
 
 
 
 
  ЦВЕТ 2  3  4  5  6  7 

1. КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ РЕПРОДУКЦИИ

Теория
Если в тоновой (черно-белой) композиции составляющими ее компонентами были черные и белые пятна, то в цветовой композиции это будут теплые и холодные пятна.

Правила построения для цветовой композиции будут такими же, как и для черно-белой, только вместо "черное" и "белое" мы будем использовать "теплое" и "холодное".
Коротко вспомним основы построения комфортной композиции:

Композиция состоит из элементов:
1. плоскость
2. пятна

Композиция должна отвечать пяти условиям комфортности:
1. неравное количество теплого и холодного
2. присутствие пятен трех размеров - больших, среднихи малых
3. цельность - построение композиции относительно композиционного центра
4. немонотонный ритм
5. сбалансированность композиции

Средства организации композиции:
1. движение
2. ритм
3. пластика

Способы выделения композиционного центра:
а). выделение пятна по признаку размера
б). выделение пятна на нюансе (инверсия)
в). выделение части фона окружением
г). Сложные способы выделения

Теоретически любой цвет можно составить из красного, желтого, голубого, черного и белого цветов. Черный, белый и смешанные из них серые цвета относятся к ахроматическим (в буквальном переводе - бесцветным) цветам. Они не имеют собственной теплоты. Три хроматических цвета (красный, желтый, голубой), будучи попарно смешаны, дают основные цвета спектра, которые делятся на две две группы - теплые и холодные. Теплые: желтый, оранжевый, красный. Холодные: фиолетовый, голубой, зеленый.

Взаимодействие хроматических цветов друг с другом и с ахроматическими цветами можно представить в виде цветового круга.

Смешиваясь по кругу в различных пропорциях, основные цвета дают различные цветовые градации. К центру цветового круга они, смешиваясь с белым, светлеют, становятся бледней. Удаляясь вовне цветового круга, они темнеют и становятся грязней. Эти эволюции показаны справа на примере голубого цвета.
Если мы разделим цветовой круг по горизонтали пополам, то в верхней его части будут находиться теплые цвета со всеми возможными градациями, а в нижней - холодные.
Ахроматические черный, белый и серые не входят в это деление, но о них немного позже.

Задание
Сначала найдем в репродукции самое теплое пятно и самое холодное. Затем найдем цвет средний по теплоте между двумя этими цветами. Имейте в виду, что в изображении может отсутствовать значительная часть цветового диапазона, поэтому мы берем не абсолютное "табличное" значение теплоты, а относительное. Нас интересуют только цвета присутствующие в данной репродукции. Теперь все что теплее среднего цвета равномерно закрашиваем теплым цветом, например, желтым, а все что холоднее - холодным, например, синим. Напоминаю, что контуры предметов будут сливаться, но это не должно смущать Вас , теплые цвета не должны в репродукции быть светлыми, но мы в любом случае закрасим их желтым, то же и в случае холодных. Нас интересуют только теплые и холодные пятна, а не темные и светлые. Средний цвет решим в ту сторону, в которую это выгоднее для композиционной схемы, но в пределах одной схемы это один цвет - либо желтый, либо синий. Теперь об ахроматических цветах. Черный, белый и серые воспринимаются в зависимости от цветового окружения. Например, черное пятно на желтом фоне воспринимается как холодное, так как оно бесспорно холоднее любого теплого цвета. Если, например, в изображении присутствуют только холодные и ахроматические цвета, то последние работают как теплые.

Сделайте 5-6 цветовых композиционных схем, ответьте на вопросы: где находится композиционный центр и каким способом он выделен - для каждой схемы.
Оборудование
  • Образец. В качестве образца берем цветную репродукцию картины размером в ладонь.
  • Карандаш простой средней мягкости (ТМ или HB).
  • Ластик.
  • Тушь цветная (синяя и желтая) или краски.
  • Кисть.
  • Бумага формата А4.


  • Примеры выполнения задания
    Композиционный центр омечен крестом.


    В первом случае это единственное обособленное большое холодное пятно в композиции. Мелких пятен несколько, остальные уходят в край и воспринимаются как фрагменты.


    Цнтром является единственное обособленное холодное пятно среднего размера. Мелких пятен несколько, большое крупное пятно и второе пятно среднего размера уходят в край и воспринимаются как фрагменты.


    Обособленное маленькое теплое пятно, единственное в своем размере, выделенное холодным окружением.


    В данном случае композиционным центром оказывается часть теплого фона, выделенная холодным окружением.

    Примечания
    Обычно при удачной композиции три композиционных схемы (линейная, черно-белая и цветовая), накладываясь друг на друга, работают на выделение общего композиционного центра. Либо одна из схем работает, а другие не мешают ей, являясь нейтральными и, возможно, монотонными. При полноцветной живописи с натуры чаще всего главную нагрузку несет черно-белая композиция.
    Поэтому надо учитывать, что композиционный центр может вообще отсутствовать в цветовой схеме.